БАРДО 1024

Введение

Как вы, возможно, знаете, буддисты верят в переселение души, или «реинкарнацию». В отличие от христиан, у которых после Жизни наступает «час суда», после которого душа навсегда отправляется в рай или ад. То есть, попав в ад, у души нет шанса искупить вину, исправиться, осознав свои ошибки.

Эта древняя книга помимо совершаемых ламой/ламами ритуалов подробно описывает 

 

состояния (и видения) человека в период между умиранием и новым рождением.

Новое рождение… В это же верю и я. Вот мне и стало интересно узнать чуточку больше о том, во что верю, и чем интересуются некоторые из моих клиентов. Психологу стоит быть разносторонне развитым, не так ли? =) Не свято верю, а склоняюсь к такому мнению, т.к.:

- а как же тогда объяснить случаи, когда ребенок или взрослый называет адрес и семью, в которой провел прошлую жизнь, туда едут и все подтверждается.

Таким образом даже было раскрыто убийство, когда девочка (в которую переселилась душа убитого человека) описала приметы убийцы и обстоятельства, его нашли.

Вы наверняка тоже слышали о таких случаях. Это и история Суджита Брамми, и японского мальчика Катсугоро и многие другие.

- люди под гипнозом вспоминают свои прошлые жизни (?) (регрессивный гипноз),

- люди с достаточно высоким уровнем сознания также их (?) вспоминают,

- в конце концов, одноразовость души – как-то… непрактично! =)

Итак, Бардо Тхёдол – священная тибетская книга, написанная примерно в 8-9 веке Падмасамбхавой (Гуру Ринпоче – Драгоценный учитель), им же и была спрятана и найдена аж в 14 веке искателем книжных сокровищ – тёртоном Карма Линг-па). Переведена на английский язык в 1919 году.

Дословно Бардо Тхёдол переводится как Освобождение в Бардо через слушанье, а бар-до – означает «между двумя состояниями»: жизнью и смертью.

Ее зачитывают вслух умирающему или умершему (!), тем самым, направляя его душу к Освобождению, а не к рождению в новом теле или в ином мире. Из сансары (колесо Жизни, череда перерождений) – в нирвану.

Христианину может показаться странным и удивительным, что текст зачитывают над умершим! Не молятся о нем, а именно дают четкие инструкции душе. Дело в том, что душа слышит. Это подтверждается и тем, кто пережил кому (моя мама работает в госпитале, и медперсоналу запрещено говорить о тяжелом состоянии здоровья больного в коме, о смерти, потому что это может плохо сказаться на исходе! То есть в Европе (не знаю, как у нас в России, если знаете – напишите!) вот такое отношение к этому: в коме человек слышит то, что говорят рядом с ним. И в фильмах часто показано, что человек погибает, уже виден туннель, свет, его зовут «туда», но вдруг он слышит плач и зов близких! И, остановившись на некоторое время, принимает решение вернуться в жизнь. Вероятно, чувствуя, что он еще нужен в этом мире! Что его любят.

Вспомнился мультфильм «Тайна Коко»: если родственники перестают ставить фото ушедшего, то его душа не может в Праздник перейти мост. То есть если человека забыли, он никому не нужен, то спустя время он превращается в «ничто», как в тот момент, когда Мигель раздобыл гитару, как бы умирая во второй раз. Кстати, хороший мульт!

В тексте книги выделено 6 типов миров (образующих сансару, как я поняла). Каждому из миров соответствует определенный цвет:

- мир дэвов (дэвы - божества. Интересно, что в грузинских сказках тоже, помню, встречались дэвы, но они были не божествами, а великанами, наподобие великана из сказки Братьев Гримм «Храбрый портняжка»). Белый.

- асуров (воинствующие с богами титаны, полубоги). Зеленый.

- людей. Желтый.

- животных. Синий.

- претов (преты - голодные духи, страдающие от неутолимого голода и жажды). Красный.

- адские миры. Дымчатый, черный.

Книга делит весь указанный период (смерть-новое рождение, 49 дней) на 3 этапа:

  1. Чикхай – непосредственно переход от жизни к смерти, смерть.
  2. Чёньид – узнавание, блуждание, «кармические иллюзии», то есть множество видений (различных божеств – мирных и гневных, Будд, существ, огней и т.д.)
  3. Сидпа – этап, на котором душа стремится воплотиться в новом теле, жаждет этого, выбирает себе подходящее тело. Инстинкт рождения.

Подробнее Вы сможете прочитать в самой Книге, а я хочу привести

«Выжимка», квинтэссенция того, что мне особенно запомнилось

  1. О принятии, гневе, привязанностях, пустоте

На этапе «Чикхай Бардо», душа усопшего еще не осознает, что её владелец… усоп. Однако она все видит и слышит. В том числе может увидеть, что:

- родственники начинают делить его одежды и другие вещи между собой,

- лама допускает ошибки в проведении ритуала или вовсе уснул… и другие не самые приятные события. Что говорит нам книга?

  • С принятием отнестись к чужим ошибкам, с любовью отнесись к допускающим ошибки и суметь отпустить привязанности. Схоже с христианским прощением.
  • Не гневаться и не огорчаться, найти для себя утешение: эти вещи я приношу в дар… (Будде). То есть суметь абстрагироваться, успокоить самого себя! Ближе к концу первой части книги говорится, что, гневаясь, душа может быть «затянута» в ад (цитирую не дословно, а по памяти). Так что гнев ведет нас в ад.
  • «Эти вещи приношу в дар…» Буду откровенна: у меня тоже есть привязанности! Я люблю свою семью, свои вещи (золотые украшения, одежду, аксессуары), привычный образ жизни на определенном уровне (то есть вперед, выше – да, назад/ниже не хотелось бы). На данном этапе жизни не представляю, как могла бы все бросить (оставить) и отлучиться в леса-поля/кельи/ашрамы навсегда. Я давно знаю, что у буддистов не принято «обрастать» вещами (а я как раз собралась шубу покупать!), что они довольствуются миской риса и набедренной повязкой, но я еще не на том уровне. Тем не менее, что-то полезное можно извлечь и тут:

Можно и любить вещи, и одновременно просто к ним относиться. Сумка, какой бы она безупречной и умопомрачительной ни была, остается сумкой. И – самое главное – в мир иной ее точно не утащишь, как ни старайся!

Что мы возьмем с собой в мир иной? Ничего. Ничего, кроме своей души. Поэтому несмотря на любовь к мирскому, важно заботиться и о душе. Просто помните об этом. Необязательно идти раздаривать все свое имущество, можно наслаждаться всем этим, коль скоро нас заслали в материальный мир! Но и о душе не забывать.

  • Пустота и безоценочность… «Не испытывай ни малейшего стремления к радостям, и не испытывай неудовольствия от страданий». И этот принцип я частенько нарушаю. Я стремлюсь к радостям и радуюсь, иногда даже бурно. А испытываю неудовольствие от страданий… Стремлюсь их минимизировать, а лучше – свести к 0! Вобщем, как «эпикуреец», гедонист. Этот пункт перекликается с предыдущим (неспроста размещены они рядышком!). Мало кто из ныне живущих находится на таком уровне, когда ну совсем не радуется «хорошему» и совсем не опечаливается при столкновении с «плохим». (Хорошее и плохое – условно, т.к. буддисты вообще говорят, что нет ни хорошего, ни плохого, что все это лишь ярлыки, а надо просто воспринимать жизнь.

В.Костров: «Жизнь такова какова она есть и больше ни какова».

А.С. Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Как Вы это понимаете? Пишите в комментариях.

  1. Убеждения, мысли

Все видения - лишь порождение собственного разума, «собственные мыслеформы». И божества, и демоны –  не что-то реальное, все это – субъективное, а не объективное. Поэтому вопрос: существует ли объективная реальность? Если у каждого она немного да своя.

Это вновь навело меня на мысль: может быть, также и в нашей жизни? Видим ли мы в человеке или событии хорошее или плохое – это лишь «зеркало», призма нашего собственного восприятия, мировоззрения, нашей психики.

Также нам напоминают, что «мысль – материальна» и призывают: «Будь внимателен к своим мыслям». Как в притче про индуса в раю и Древо Жизни, где все закончилось тем, что его же демоны его и поглотили, хотя начиналось все очень даже неплохо и так же могло бы и продолжаться, не скажи он: «Это наверно демоны!»…

  1. Осознанность

Нас призывают сохранять осознанность (помнить учение даже умирая! А ведь какая это выдержка! Вместо паники и отчаяния, держать в уме конкретную информацию, настроить свой разум на нее).

«Йог, достигший, исключительно высоких результатов в своем развитии, (в том числе сознательный контроль над всеми ментальными и телесными функциями), может совершать сознательное переселение души»! Потому что сосредоточенность его ума столь высока (в результате тренировок и полученного при жизни опыта). «Желаемый Результат достигается мгновенно («автоматически»)».

Это и об уровнях сознания (по Д. Хокинсу): чем уровень сознания человека выше, тем быстрее исполняются желания и реализуются цели! Вот самый надежный способ сделать так, чтобы желание исполнилось – развиваться! А не танцевать с бубном у дверей автосалона «Лексус» или какой-нибудь компании-застройщика.

  1. О страхах, вере, доверии

«Не бойся, не страшись». Так сказано о ярчайшем свете, исходящем от каждого из будд в зависимости от стадии Чёньид-Бардо. То есть когда душа блуждает, она встречается с буддами, в соответствии с мирами, которые я привела выше, во Введении. Одновременно с этим ослепительным и пугающим светом душа видит тусклый свет демонов. Тусклый свет не слепит глаза и не так пугает, ка яркий, но если человек пойдет на тусклый свет, то попадет в соответствующий мир демонов, а если скажет себе: все это не реальное, а лишь порождения моего разума, то сольется он с Буддой и приблизится к Освобождению.

Что мне особенно понравилось в этом:

  • Доверие. Душа помнит, чему ее когда-то учили, или что она слышит/слышала. И ей остается только неукоснительно следовать наставлениям.
  • Вера. «Освобождение легко достигается через веру, а не только путем умопостроений». Не все стоит пытаться понять, разложить по полочкам. Во что-то можно просто верить. Например, в Бога.
  • Иногда стоит делать то, что надо, что должен, что стоит, а не слепо следовать чувствам.

Пример: девушка познакомилась с заключенным, но, даже зная о том, что он отбывает срок, что сидит он за то-то и то-то (что-то серьезное), она все равно продолжает с ним общение и всерьез намерена его ждать! Параллельно давая «от ворот поворот» всем другим парням.

  • Бывает, что то, чего мы боимся больше всего – оказывается для нас самым полезным. Пример: выход из зоны комфорта. Это необязательно только страх, может быть еще волнение, сомнения, лень и т.д. Так, женщина может понимать, что стоит научиться водить машину, но боится экзаменов. Но как только она сдаст их, преодолев себя (и экзаменатора тоже одолев!), ее жизнь улучшится: она с комфортом, в тепле, с любимой музыкой будет добираться куда ей нужно. Зачастую даже быстрее, чем на общественном транспорте. Иногда наши страхи таят в себе великий дар.
  • Несмотря на соблазны и искушения, Высшие силы все-же ведут человека по жизни, заботятся о нем! Стараются вести, если он не противится им. Будды в видениях стараются зацепить душу крючком, дабы отвратить от демонов.

Ну и, напоследок, еще одна приятная новость:

в книге отмечается, что память в Бар-до становится феноменальной, единожды услышав даже длинный текст, зачитываемый ламой при ритуале прощания, душа уже не забывает его! Тут отчетливо прослеживается аналогия с бессознательным! Вы можете думать, что забыли что-то, но это не так. В бессознательном записано ВСЁ. В нужный момент может откуда ни возьмись всплыть нужная (казалось бы, забытая!) информация!

Меня это вдохновляет! А Вас?

Снова и снова восхищаюсь бессознательным. Безмерно рада, что выбрала направление психологии, нацеленное, по большей части, на работу именно с бессознательным! Там интересно и скрывается уйма сокровищ! Если Вы хотите совершить путешествие, окунуться в самые глубины и обогатиться кладом – то берите акваланг и записывайтесь к опытному «инструктору по дайвингу»! То есть ко мне =)